• Общественная палата Ленинградской области
Ю.Шевчук: ПРОПАГАНДА ДЕЙСТВИЕМ (возможные задачи экоНКО)

Ю.Шевчук: ПРОПАГАНДА ДЕЙСТВИЕМ (возможные задачи экоНКО)

Давайте рассмотрим все возможные варианты активности экологических («зеленых») общественных организаций, как формальных, так и неформальных, и разберемся, насколько их деятельность действительно идет на пользу развитию гражданского общества.
Довольно большое количество экоактивистов «спасают природу» путем уменьшения собственного потребления – в основном в быту. Они экономят ресурсы (воду и электричество), используют натуральные вещества для мытья посуды, одеваются в натуральные ткани, но при этом не используют мех и шкуры убитых животных, ездят на велосипеде или общественном транспорте, выбирают вегетарианский или веганский способ питания… При этом они не отказываются от отдыха на дикой природе, хотя тут как раз могли бы внести реальный вклад в уменьшение антропогенной нагрузки на пригородные леса. В масштабах планеты эта деятельность ничтожна и соответствует вкладу в уменьшение всеобщего потребления от действий поклонников джайнизма – древней религии, которая проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире. Джайнистов сейчас около 10 млн. человек, веганов – строгих вегетарианцев, выступающих против эксплуатации животных и исключающих из своего рациона все продукты животного происхождения – примерно 20 млн. в Европе и США.
С большим интересом наблюдаю за деятельностью веганов и похожих групп, этих современных последователей джайнизма. Мне нравится, что они осознают аморальность повседневного и будничного уничтожения миллиардов живых существ для продолжения существования вида «человек разумный». Мне нравится, что они пытаются хотя бы на личном уровне потребления уменьшить эту тяготеющую над родом человеческим вину, хоть на уровне кружевного платочка, но осушить эту великую кровавую реку, хоть как-то уменьшить боль и страдания гибнущих животных, птиц и рыб…
Вероятно, через десяток-другой лет появятся хорошие книги, созданные людьми, в молодости прошедшими через веганство; появятся политики – новые «толстовцы», появятся , возможно, новые религии… А в настоящее время эта идеология помогает многим молодым людям перепрыгнуть современность в ожидании окончательного взросления…
Но пока что уменьшение потребления со стороны жителей развитых стран быстро перекрывается увеличением потребления в странах развивающихся, хотя бы в силу высокой рождаемости там.
Социальная активность, как форма экологического образования, казалось бы, хороша в любых формах – но это не так. Увлечение добровольчеством зачастую ведет к массовому разочарованию и получению в основном негативного опыта, что вызывает неприятие всех «зеленых» идей впоследствии…
Уборка мусора в местах массового отдыха приводит к тому, что поток отдыхающих на чистое место только усиливается. К тому же у отдыхающих возникает уверенность в том, что сорить можно – обязательно кто-то уберет. Правильное гражданское поведение: убрать место отдыха один раз и установить там постоянные посты, создав оборудованную всем необходимым зону отдыха с комплексом платных услуг. (Например – подземный музей в Саблинских пещерах, который создала общественная организация, именно так действует; заброшенный мраморный карьер в Карелии «Рускеала» тоже постепенно оборудуется силами общественников для цивилизованного посещения…)
Раздельный сбор твердых коммунальных отходов, воспринимаемый, как панацея, на самом деле способствует переработке мусора и в некоторых случаях – уменьшению платы за его вывоз. Но природе он не помогает, так – как возникает новая масса материала, нуждающегося в переработке с образованием новых отходов – но уже не твердых, а жидких или газообразных. Люди, пропагандирующие раздельный сбор, не должны забывать о законе Ломоносова – Лавуазье. Переработка отходов без уменьшения производства товара и, соответственно, потребления, не способствует охране природы. На самом же деле при переработке отходов уменьшения потребления не происходит, напротив – отходы превращаются в новый товар.
Экологические активисты забывают о том, что аппетиты человечества бесконечны. Если бы «среднему обывателю» представилась бы волшебная возможность мгновенно удовлетворять все свои потребности, спустя непродолжительное время он бы использовал для удовлетворения своих желаний все ресурсы Земли и остался бы не удовлетворен. В сатирической форме это описано братьями Стругацкими в повести «Понедельник начинается в субботу». Стало быть, превращение отходов в продукцию никогда не уменьшит общего производства товаров на планете, а напротив, увеличит его, что означает увеличение, а не уменьшение антропогенной нагрузки на природу.
Посадка деревьев, обустройство рекреационных зон хороши, если созданное трудом добровольцев оказывается под защитой. Если волонтеры оборудовали лесные стоянки, обустроили родники, а территория не охраняется, это означает, что все их усилия в течение месяца будут уничтожены местной шпаной. Начинать надо с забора, это вам скажет любой хозяин. Если забора нельзя установить, все остальное – «мартышкин труд» и лучше им не заниматься, дабы не быть посмешищем.
А вот помощь диким и домашним животным, попавшим в беду – безусловно, очень полезный и благородный труд. Добровольцы – «айболиты» нужны очень!
К социальной активности относят также выявление нарушений природоохранного законодательства и сигнализирование о них в соответствующие органы. Для большего привлечения внимания активисты устраивают митинги, проводят пикеты, а также акции прямого действия – например, ломают по их мнению незаконно возведенный забор или поджигают делающий «не там» котлован экскаватор. Таким образом, возникает криминогенная обстановка, появляется куча посредников, о которых активисты и знать не знают, которые берутся «решить вопрос с протестующими» или просто берут плату «за нейтралитет»… Не говоря о том, что размываются моральные понятия – сломать чужую вещь оказывается можно, вломиться на чужую территорию – тоже можно, взломать чужой сайт, прочесть чужую почту… В общем, нарушение моральных норм оправдывается благой целью… Думаю, не надо объяснять, что все революционные убийцы начинали с этого.
К деструктивной деятельности экоорганизаций относится также лоббирование бюджетных трат на, вероятно, важное, но не первоочередное дело. К примеру, нужно ремонтировать дома и дороги, но «экологисты» требуют велосипедных дорожек и проката велосипедов. Теперь у нас есть прокат велосипедов, «как в Европе», и при этом нет денег расселить санитарно-защитные зоны предприятий, в которых в Петербурге живет примерно 150 тысяч человек.
Правильный подход для социальной общественной организации – принимать участие в наполнении бюджета. И тут силы общественных организаций прикладываются очень редко… Хотя перечисление возможностей воздействия общественности на наполняемость бюджета заняло бы десяток страниц – самое простое: брендирование местности, легендирование региона, развитие событийного туризма, и многое другое…
Вершина общественной деятельности, достижимая лишь в профессионально работающих общественных организациях – изменение реальности в положительную сторону. Не запрещать, а строить, не клянчить денег, а наполнять бюджет, не защищать интересы потребителей природы, а управлять и формировать эти интересы. Коротко перечислю подобные направления деятельности, не забывая, что любое из них может иметь и деструктивный характер – это зависит в первую очередь от целей организации.
Проведение акций по формированию общественного мнения - важный метод. Лучшим способом является убеждение сограждан в экономической выгоде лично для них предлагаемых «зелеными» решений.
Очень важно наладить проведение общественных экологических экспертиз – причем правдивых, а не огульно отрицательных. Общественная экспертиза не защищает общество, а устанавливает для него истину.
Лоббирование создания экологических поселений, а в их лайт-варианте – просто поселений на природе, где горожане могут в комфортных условиях и на свежем воздухе вырастить новое поколение здоровых детей.
Общественные организации могут и сами создавать рекреационные зоны, оборудованные всеми нужными для отдыха вещами, параллельно жестко запрещая устраивать стоянки вне таких зон.
Экологи – общественники могут организовывать «Особо охраняемые природные территории» – заповедники, заказники, памятники природы – и затем внимательно следить за их состоянием, не перекладывая это на власть.
Разработка местных и республиканских законов и подзаконных актов, программ улучшения природной среды, лоббирование внедрения новых ресурсосберегающих технологий, планирование развития территорий в целях создания системы устойчивого развития также входит в возможности общественных экологических организаций…
И, с моей точки зрения, главная задача гражданской общественности: создание моделей поведения. Создание идеологии устойчивого развития в этике, эстетике, различных видах искусства… Например, отдых на дикой природе, охота и рыбалка, сбор цветов, грибов и ягод, вообще все формы потребительского поведения на природе должны вызывать неприятие у культурного человека, как, например, сейчас вызывает неприятие растаскивание исторических памятников на «сувениры». Общественные природоохранные организации должны суметь объяснить людям, что природа живет не для них, что природа самоценна, что в лесу и без человека есть, кому собирать грибы.

 

Комментарии
Важные ссылки