• Общественная палата Ленинградской области

Общественники Ленобласти взяли «на карандаш» госрегулирование работы управляющих компаний и вопросы теплоснабжения в регионе

7 февраля в Общественной палате Ленинградской области прошел круглый стол, посвященный вопросам государственного регулирования деятельности по управлению многоквартирными домами и концессионные соглашения в сфере теплоснабжения. Одним  из важнейших вопросов, стоящих не только в Ленинградской области, но и России в целом, назвал проблемы ЖКХ председатель комиссии по ЖКХ, строительству, транспорту и дорогам Общественной палаты Юрий Соколов, предваряя заседание. Существуют различные подходы к  ее решению, однако отсутствие должной финансовой поддержки отрасли в период ее реформирования показало: самостоятельно она не выживет, это приведет лишь к разрушению имеющихся сетей тепло- и водоснабжения, очистных сооружений и жилищного фонда. Заместитель председателя Палаты Владимир Журавлёв отметил практический характер, который носили ранее проведенные комиссией мероприятия, и выразил уверенность, что  по итогам круглого стола также будут выработаны конструктивные предложения и рекомендации к отраслевым структурам в жилищно-коммунальной сфере.

Вопросы, возникающие при лицензировании управляющих компаний, подробно отразил в своем выступлении председатель комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области Александр Тимков. Глава службы рассказал о вступивших в силу нововведениях, которые ужесточают требования к компаниям, проходящим лицензирование, а также о том, что в настоящее время минстрой ведет подготовку перечня грубых нарушений, которые могли бы послужить поводом для отзыва лицензий у недобросовестных управленцев.

Немало вопросов к исполнительной власти возникло у участников обсуждения по поводу трудностей при смене формы управления домами и самих обслуживающих организаций. Так член Палаты, руководитель регионального Центра общественного контроля ЖКХ Сергей Худяев указал на ситуации, когда жителя годами не могут поменять управляющую компанию. «Основным и самым распространенным способом смены способа управления или управляющей компании является проведение общего собрания собственников и принятия решения на нем. - пояснил собравшимся Александр Тимков, - Решения оформляются документами, которые закреплены законодательно и предоставляются в комитет. Сам порядок проверки предоставляемых сведений и внесения в реестр лицензий прописан в Приказе Минстроя РФ». Между тем, у инспекций нет инструментов и оснащенности для проверки подлинности представленных протоколов, а  при невозможности удостовериться в законности проводимых общих собраний собственников жилья и отсутствии инструментов государственного регулирования повышаются риски прихода к управлению многоквартирными домами недобросовестных компаний, целю которых является лишь сбор средств собственников.  Кроме того, решением Верховного суда признана незаконной норма, в соответствии с которой комитет по надзору отказывал во  внесении в реестр вновь избранной организации при наличии судебного спора по оспариванию протоколов общего собрания собственников.

 Не будет ли излишним ужесточением введение дополнительного государственного регулирования при оспаривании в судебных инстанциях решений одних собственников другими, поставила вопрос перед участниками заседания председатель РОО "ЦОК ЖКХ "Школа грамотного потребителя" Ирина Лавренович, ведь таким образом, чиновники получат весь инструментарий, позволяющий  блокировать любое решение собственников и оценивать протоколы общих собраний лишь с точки зрения мнения  власти. В ответ глава комитета заметил, что отмена пункта в Приказе Минстроя №  938 о судебных спорах, как причины для отказа по внесению в реестр сподвигла к обсуждению этого вопроса в профессиональном сообществе чиновников от надзора. Проект изменений  по ужесточению порядка внесению в реестр проходят общественное обсуждение для оценки регулирующего воздействия на специализированном информационном ресурсе. Тем не менее, по мнению Александра Тимкова, процедура нуждается в ужесточении, так как много протоколов общих собраний, сделанных на “коленках”, и также много жалоб граждан, чьи подписи стоят на протоколах, но реально они не голосовали.

Статистику обращений граждан по вопросам ненадлежащего представления услуг в сфере ЖКХ привела заместитель руководителя областного Роспотребнадзора Ольга Веденьева. Согласно приведенным цифрам, количество жалоб от населения в ведомство по сравнению с предыдущими годами снизилось и составило 7211, из которых лишь 73 послужили основанием для проверки, 122 – для административного расследования.   

Участники круглого стола высказали ряд предложений по улучшению работы управляющих компаний, в частности, сопредседатель общественной инспекции по ЖКХ Александр Балахнин предложил при включении их в реестр, учитывать наличие у них достаточной численности специалистов для обслуживания того количества домов, на которое они претендуют, а Валерий Володкевич – увеличить уставной капитал таких компаний и разработать коэффициент достаточности капитала. Причем, его увеличение должно быть пропорционально изменению количеству обслуживаемых домов.

Практике заключения концессионных соглашений в сфере теплоснабжения областные общественники посвятили вторую часть круглого стола. Детальной информацией о внедрении практики заключения концессионных соглашений и планами на ближайшиегоды  с участниками заседания поделился председатель областного комитета по ТЭК Андрей Гаврилов. Время МУПов в сфере теплоснабжения истекает, у этой формы хозяйствования нет перспектив, заверил собравшихся выступающий. Сегодня в области реализуются 6 концессионных соглашений, из которых самое значительное по объемам финансирования – с Газпромом в Тихвине. Благодаря концессии из самых плачевных система теплоснабжения  на территории Тихвина превращается в одну из передовых  в регионе: построена новая котельная, идет замена городских сетей. Инвесторы также работают в Сланцевском и Лужском  районе. В 2017 году новых соглашений не заключалось, но велась работа по совершенствованию законодательной базы, созданию условия для прихода серьезных инвесторов и участия в конкурсах больших территорий. В числе планов комитета на ближайшее время – внедрение системы еще в 13 районах, по словам специалистов, территории уже осмечены, подсчитаны объемы необходимых капиталовложений. В среднем соглашения будут ориентированы на 10 лет, что является оптимальным сроком окупаемости, при этом тарифы для населения не будут расти опережающими темпами. В числе первых в концессию уйдут поселения Гатчинского, Волховского и Лужского районов. Концессионных соглашений не будет в Тосненском, Волосовском и Ломоносовском районах, где объекты теплоснабжения не являются муниципальной собственностью. О том как построена система в этих районах, рассказал представитель управляющей компании «Тепловые сети» Валерий Володкевич.

В течение недели организатор круглого стола – комиссия по ЖКХ, строительству, транспорту и дорогам обобщит предложения участников заседания, после чего подготовит рекомендации, направленные на улучшение ситуации в сферах обслуживания и теплоснабжения жилищного фонда на территории региона.

Комментарии
Важные ссылки