• Общественная палата Ленинградской области

Общественники Ленобласти направили в Общественную палату России свое заключение на законопроект об НКО

Автор заключения на законопроект, заместитель председателя ОП ЛО Вячеслав Скворцов отмечает важность корректировки закона об НКО, что  связано с ранее внесенными   изменениями в положения Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), утвердившими новые подходы к поименованию и содержанию некоммерческих организаций, как юридических лиц. И если ГК РФ регулирует правовое положение, порядок создания и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, то основными задачами рассматриваемого законопроекта является установление норм об особенностях их государственной регистрации.

В то же время, считает Вячеслав Николаевич, внимательное прочтение законопроекта дает понять, что предложенный документ необходимо тщательным образом дорабатывать. В частности, содержание и цели законопроекта не соответствуют его названию, правильнее было бы назвать его не «О некоммерческих организациях», a «О государственной регистрации некоммерческих организаций».  Уже в статье 1 видны противоречия, не соответствующие юридической технике: так в первом абзаце указывается, что настоящий закон определяет порядок создания, деятельности и ликвидации НКО как юридических лиц, однако во втором параграфе указывается, что правовое положение, порядок создания и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц регулируются главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Более того, законопроект предлагает отменить ст.13 и 18 действующей редакции, содержащие порядок создания и ликвидации НКО.

Отдельное внимание в заключении уделено вопросам сроков и порядка внесения изменений в уставные документы и сведения, указываемые при регистрации НКО. Месячный срок на предоставление пакета документов, предусмотренный в проекте закона, Вячеслав Скворцов оценивает как полнейшую бюрократию, направленную на затягивание регистрационных действий в отношении НКО.

Еще один правовой аспект, отмеченный в заключении Общественной палаты Ленобласти, - порядок прекращения деятельности НКО. Разработчики законопроекта переименовали главу 3 в «Особенности государственной регистрации некоммерческой организации», a включенную в нее статью 18 - в «Особенности прекращения деятельности некоммерческой организации», несмотря на то, что в ней закрепляются особенности ликвидации НКО, a слово «прекращение» более не упоминается. Более того, если мы говорим о регулировании данным законом правового положения НКО, то почему предлагается не включать в него статьи о возможности реорганизации и преобразования организаций?

Исходя из замечаний и предложений, высказанных в направленном в федеральную Общественную палату, члены ОП ЛО предложили направить законопроект на доработку. Нет сомнений, что действующий закон нуждается в актуализации, но каждое положение должно быть тщательно выверено, ведь любое неправильное, приблизительное либо не точное формулирование приведет к недейственности нормы, проблемам в ее правоприменении и очередному переписыванию закона, что обязательно скажется на деятельности некоммерческих организаций в России. 

Комментарии
Важные ссылки