• Общественная палата Ленинградской области

Новый институт общественного контроля в России может заработать уже в следующем году

Заместитель председателя комиссии по историческому, культурному и духовному наследию Общественной палаты Ленинградской области Сергей Полторак поделился впечатлениями о рассмотренном документе, разработка которого была направленна на становление в России принципиально нового института общественного контроля, призванного следить за сохранением национального достояния – памятников культуры и истории.

        - Нулевое чтение законопроекта о внесении изменений в  Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», разработанного Министерством культуры РФ, прошло на очень высоком уровне, при участии членов Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия, представителей Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Общенародного Фронта и, конечно, региональных общественных палат. Наиболее активное участие приняли делегации Москвы, Московской области, Ленинградской области, на территории которых расположено множество памятников истории и культуры.     

        Так получилось, что делегация Ленинградской области фактически представляла и своих соседей, представителей Санкт-Петербурга.

         Очень жаль, что не было делегаций наших новых регионов, для которых, несомненно, тема сохранения исторического и культурного наследия также  актуальна – Крыма и Севастополя.

        Следует отметить, что законопроект, вынесенный на общественное обсуждение, можно смело назвать уникальным – будучи принятым (а в этом я не сомневаюсь), он послужит основанием для становления в России совершенно  нового института  общественного контроля и надзора – в области охраны объектов культурного наследия.  Если в сегодняшней России функции контроля за сохранностью памятников культуры и истории возложены на государственные структуры, а права и полномочия общественных структур крайне ограничены и размыты, то теперь речь идет о создании в Российской Федерации и ее регионах общественных инспекций, которые будут наделены реальными правами и полномочиями, и которым будут предоставлены права доступа к объектам исторического наследия. Это принципиально новый институт для России, а потому его формирование не может не вызывать серьезных дискуссий.

         Мы понимаем, что процесс формирования механизма общественного мониторинга и контроля за сохранностью объектов культурного и исторического наследия не будет легким. Уже сегодня мы ощущаем сопротивление со стороны ряда государственных органов и хозяйствующих субъектов, так как их не устраивают те широкие полномочия, которые получат общественники с принятием документа. И все же в целом концепцию поддержали практически все участники слушаний – общественники, специалисты архитектурного надзора, иных организаций.

        На обсуждении поднимались такие важные вопросы, как; принципы формирования общественных инспекций, наделение их определенными серьезными полномочиями. С одной стороны, в состав общественных инспекций должны войти в качестве общественных инспекторов специалисты в области истории, культуры, архитектуры, обладающие соответствующими компетенциями, опытом и знаниями, позволяющими им профессионально решать вопросы общественного контроля. С другой – необходим ответственный и государственный подход, исключающий доступ к национальному достоянию страны людей случайных, меркантильных и непорядочных. Спорным стал вопрос о том, кто должен формировать и выдвигать представителей в новую структуру. Мнение разработчиков состояло в том, что это - прерогатива государства, наша позиция – предоставить право формировать общественные комиссии общественности: на федеральном уровне  - Общественной Палате РФ, на уровне субъектов -  региональным общественным палатам.

        Одно из наших предложений – сделать Ленинградскую область пилотным регионом для апробации механизмов формирования и функционирования механизма общественного контроля за сохранением культурного и исторического наследия. Более того, у нас в Ленобласти уже имеется некоторый практический опыт работы в таком формате. В мае 2015 года по инициативе комиссии Общественной палаты Ленинградской области был организован выезд представителей широкой общественности: Общественной палаты РФ, Центрального Совета ВООПИиК, ЛОО ВООПИиК, реставрационного, археологического, экспертного сообществ, местных инициативных групп и общественных объединений, озабоченных судьбой бесценных исторических памятников, на ряд исторических объектов Ленинградской области, в том числе в Копорье и Кингисепп. По результатам осмотра объектов были подготовлены обращения в органы государственной власти, ответственные за сохранность этих памятников. Чем не прообраз общественных комиссий, создаваемых по новому закону?

        В ходе нулевого чтения законопроекта мнения участников разделились: прозвучало предложение не принимать резолюцию, отложить рассмотрение, но в итоге одобряющая резолюция все же была принята, правда, с оговоркой – провести дополнительную встречу, теперь уже на площадке Министерства культуры, чтобы еще раз обсудить самые «острые» и спорные вопросы. Уже в августе новый законопроект может быть внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ, и, как рассчитывают разработчики, до конца года, будет принят. 

 

Пресс-служба

Общественной палаты Ленинградской области

 

Комментарии
Важные ссылки