• Общественная палата Ленинградской области

Вероника Тарбаева дала оценку состоянию законодательства в сфере охраны почв в России

Председатель Комиссии по АПК и экологии Общественной палаты Ленинградской области Вероника Тарбаева (МОО «Природоохранный союз») приняла участие в  работе круглого стола    по теме «Инновационные, почвосберегающие технологии в производстве качественной сельхозпродукции», проводимого  в рамках международной специализированной выставки технологий «AGROS 2020» 31 января,  в МВЦ «Крокус Экспо».

Организаторами мероприятия выступили  НП «Национальное Движение Сберегающего Земледелия» (НДСЗ) , ООО «ДЛГ РУС», модераторами - руководитель проекта по цифровизации АПК Центра технологического трансфера Национального исследовательского университета Сергей Косогор и  президент НП «НДСЗ», генеральный директор «Орловка АИЦ» Людмила Орлова. Участниками мероприятия были затронуты следующие  темы для обсуждения:

  1. Пути достижения качественной продукции и формирование «зелёного бренда»
  • Опыт формирования «зеленого бренда»  (Законодательство в сфере сохранения почвенных ресурсов); 
  • Здоровая почва, роль почвенного углерода, зеленые инвестиции;
  • Почвозащитное и ресурсосберегающее земледелие:

- Эффективные севообороты, подбор семян и гибридов для почвенно-климатических условий, нормативы посева покровные культуры;

- Достижение баланса микро- макроэлементов с учетом растительных остатков, оптимизация питания растений;

- Накопление патогенных микроорганизмов в полевых агроценозах, эпифитотии, рост фузариоза;

- Системы защиты растений при прямом посеве от болезней, вредителей и сорняков: Химическая, Интегрированная и Биологическая. Резистентность. Профилактические меры.

2. Логистика продвижения продукции

  • Новые решения;
  • Лучшие практики.

Вероника Тарбаева сделала пленарный доклад по теме «Охрана почв в российском законодательстве», в котором она дала неутешительную оценку текущей ситуации, связанной с историей данного вопроса. По ее словам, с момента обсуждения первого законопроекта по охране почв (01.06.1999 г.) прошло уже более 20 лет. За указанный период   законопроект неоднократно рассматривался профильными комитетами и юридическим управлением Государственной Думы, Общественной палатой РФ, Правительством РФ, при этом принятие законопроекта «Об охране почв» дважды (2002 и 2015 гг.) заблокировано юридическим управлением Государственной Думы и Правительством РФ, кроме Общественной палатой РФ: «Признавая значимость предложенных в законопроект изменений и дополнений, считаем, возможным поддержать законопроект ФЗ №83224-3 «Об охране почв».

 Далее спикер отметила, что столь продолжительный период рассмотрения законопроекта привел к тому, что очень многие важные аспекты охраны почв оказались «растащены» по другим законопроектам природоохранного и природопользовательского профиля: ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», ФЗ №4 «О мелиорации земель», ФЗ №101 "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Постановление Правительства РФ «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» и др. С одной стороны, во многих этих законах почва упоминается как важнейший самостоятельный компонент окружающей среды. С другой стороны, упоминание о почве в этих документах является еще одним тормозом в продвижении проекта №83224-3 "Об охране почв", поскольку дает основание противникам его принятия утверждать, что его основные положения в той или иной форме входят в состав уже принятых и действующих законодательных актов. Причем большинство оппонентов искренне не понимают, в чем разница между «землями» и «почвами».

По мнению эксперта, в последнее время наблюдается опасная тенденция исключения категории «почва» из тех немногих законодательных актов РФ, в которых эта категория пока употребляется. Все это приводит к образованию весьма серьезных «прорех» в законодательстве.  Так, например, многочисленные факты воровства и вывоза плодородных горизонтов почв и прежде всего чернозема, до сих пор являются процветающим видом современного «бизнеса» особенно на северных границах черноземной зоны и Земельный кодекс в данном случае бессилен. Ведь недвижимость и «земли» остаются!

В.М. Тарбаева подчеркнула, что категория «земля» представляет собой прежде всего социально-экономическую категорию - участок на поверхности суши и не требует наличия почвы на своей поверхности, процитировав известного почвоведа С.Н. Чукова. В результате действующие НПА установлены только для категории земель сельскохозяйственного назначения. НО! категория «земля» не учитывает специфические особенности почв как важнейшего компонента окружающей среды. Далее спикер привела цитату заслуженного проф. МГУ им. М.В. Ломоносова, почвовед-эколога И.М. Хомякова:

«Необходимость закрепления в российском законодательстве современного понимания понятий «плодородия почвы» и «здоровья почвы» назрела и перезрела. В комитет Госдумы по аграрным вопросам направлялись многочисленные соответствующие предложения и поправки, но ни одно из них не попало в проект закона по охране сельскохозяйственных угодий, который прошел второе чтение. Стране срочно нужен принципиально новый современный закон об охране плодородия почвы, а не «мутные» поправки».

В заключении спикер отметила, что, к великому сожалению, в последнем Указе Президента РФ от 21.01.2020 №20  «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» ни слова не сказано о почвах, хотя  обеспечение продовольственной безопасности и сельскохозяйственный экспорт происходит за счет невосполняемых расходов резервов плодородия почв — «природно-ресурсного кредита». Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья правомочно  рассматривать как вывоз за границу млн. тонн макро‑ и микроэлементов минерального питания растений (основа плодородия почв), включая стратегический и дефицитный фосфор. Почва — это уникальное национальное богатство. В странах Европы это уже давно поняли: цели устойчивого развития предполагают «климатически нейтральное» сельское хозяйство, где обязательно обеспечивается воспроизводство плодородия почв (желательно расширенное), максимально используются ресурсы органического вещества, включая отходы животноводства, не снижаются запасы гумуса в пахотных почвах, исключена их деградация. Возможность получения адекватной и объективной оценки состояния почв, их плодородия в настоящее время получает особое значение. Поскольку ее результаты должны использоваться в юридической, экономической практике, при осуществлении государственного управления и контрольно-надзорной деятельности.

Председатель Комиссии по АПК и экологии Общественной палаты Ленинградской области подытожила: «Необходимо вернуть понятие почвы в современное законодательство. А проект федерального закона №83224-3 "Об охране почв" как один из ключевых законов в природоохранной области, направленный на сохранение невозобновимого природного ресурса, должен быть скорейшим образом рассмотрен и принят Государственной думой».

Доклад В.М. Тарбаевой вызвал  живой отклик и неподдельный интерес у присутствующих, которые предложили вынести его основные положения для обсуждения на парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам на тему: «О мерах по совершенствованию оборота, рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения» 17.02. 2020 г. в Доме Союзов. 

 

Комментарии
Важные ссылки